Северный административный округ

Методические размышления на тему дистанционного обучения! 20.04.20

Методические размышления о дистанционном обучении…

Аксиньева М.А. начальник УИМО

Колледж ушел в онлайн, классно-урочная система оказалась вне игры. Родители и студенты застонали, педагоги тоже. Справимся ли мы с дистанционным обучением? Спустя 3 недели новой жизни делать глобальные выводы рано и бесполезно. Однако после обучающих вебинаров для педагогов, чтения разнообразных статей по теме, постов коллег и родителей, обратной связи от студентов у меня накопилось несколько промежуточных наблюдений. Позволю их представить вашему вниманию…

Зачем нужны онлайн-уроки?

Преподаватели выходят в зумы, скайпы и прочие дискорды - онлайн-уроки, во-первых, потому, что скучаем по детям и хочу с ними хоть как-то видеться, а во-вторых, потому, что в трудный период (тут нам и пандемия, и новый формат обучения) студентам важно видеть на том конце учебы человека.

Для системы это не просто трудный период, а настоящая чрезвычайная ситуация. В сложившихся обстоятельствах присутствие живого педагога поддерживает.

Есть у нашего решения и методические основания. На уроке обязателен диалог, в котором выигрывают все. Студенты получают в лице педагога проводника по новому материалу, а преподаватель ищет возможные «кочки», о которые студент может споткнуться, которых мы не замечали в очном обучении, и по-новому старается построить «путь» познания!

Открытия нового мира онлайн-уроков в условиях сокращения часов

СанПиНы не дремлют, поэтому уроки по 30 минут. Приходится выбирать, что из всего привычного учебного процесса действительно достойно встречи в режиме реального времени. Отсеивается вся шелуха. «Живые» уроки превращаются в «со-бытие». И нам выпал удивительный шанс заняться переоценкой ценностей, увидеть, что действительно требует от нас со-бытия — совместного пребывания, пересечения преподавателя и студентов во времени и пространстве. Дистант уже сейчас показал: онлайн нужен для мотивации и эвристической беседы. Для всего остального есть задания на сайте СДО. Вопросы, возникающие в ходе их выполнения, можно обсудить в любом мессенджере в индивидуальном порядке. Наконец-то продвинутым студентам не нужно ждать, пока преподаватель по второму и третьему кругу объяснит всем материал. Намного логичнее по запросу объяснять тем, кто в этом нуждается.

Что главное при подготовке онлайн-урока?

Итак, к онлайн-встрече студенты посмотрели объясняющее видео, сделали какое-нибудь задание. Теорию им уже не расскажешь, тратить время на опрос ради оценок смысла нет, потому что существуют гугл формы и десятки платформ для создания тестов и проверочных. Разумно выстроить задания так, чтобы от них и отталкиваться. Тогда в онлайне студенты представляют свои результаты, анализируют их.

В общем, настала эра технологии «перевернутого класса», т.е опережающего изучения – даем накануне материал для самостоятельного ознакомления, а на встрече ищем ответы на практико-ориентированные и значимые вопросы и ситуации. Всё строго фронтальное и индивидуальное осталось в классно-урочном прошлом. Дистант диктует новые правила: собираемся ради эмоционального заряда, проблематизации и анализа.

Особенности общения педагога и студента в онлайн уроке…

Для начала печальные новости: повезет педагогам, у которых со студентами хорошие и скорее демократичные отношения. Никто больше не встанет поприветствовать взрослого, вошедшего в кабинет. Жесткая иерархия, в отличие от крепкого взаимоуважения, в онлайне рушится. Когда даже самый грозный преподаватель не нависает над тобой с инквизиторским наборчиком замечаний, двоек, а превращается в крохотное окошко, страх уменьшается. Соблазн выключить звук увеличивается. Еще можно не включать видео и микрофон у себя и вытворять во время занятия что угодно.

Приятная новость: отныне легко «вырубить» студентов, срывающих занятия, не нарушая педагогической этики. Но надо помнить, что сам можешь оказаться «вырубленным» и не узнать об этом. Чтобы черные окошки в зуме с вами добровольно заговорили, нужна заблаговременно подготовленная почва. И эта почва любит горизонтальные, демократические поверхности (исключая ситуации технической возможности подключения видео…)

Что нас всех спасет?

Как можно было догадаться за прошедшую неделю, спасет нас точно не буква закона. Сегодня по-настоящему выручают друг друга педагоги. Возможность увидеть опыт коллег, впервые проходящих такой же путь, вдохновляет и помогает. Время делиться наработками, брать чужое, узнавать, на каких платформах много удобного и интересного, искать в соцсетях сообщества коллег-предметников. Лучшая помощь в нынешних обстоятельствах — взаимопомощь.

Про ответственность…

Нет, ответственности не стало меньше, но изменилось ее качество. В этот период мы отвечаем за то, чтобы студенты взяли на себя больше самостоятельности, с умом распределяли силы и ресурсы. Так что взрослым нужно быть терпимыми и грамотно выстраивать учебный процесс. Задать конспект и прислать тест — это не налаженный процесс, а побег.

Студентам на фоне разворачивающихся в мире событий тревожно, им скучно и сложно дома, а тут еще великий и ужасный дистант. Поэтому важно быть для студентов опорой. Кстати, роль опоры может поддержать и вас. Например, по вечерам предлагаю в зуме желающим студентам поговорить о психологии общения, что тревожит, как справляться с эмоциями, тревога отступает, становится легче и как будто безопаснее.

Какое будущее у дистанционного обучения?

Конечно, есть. Хотя у многих образовательных организаций есть соблазн со вздохом облегчения вернутся к работе по старинке. Но мы возьмем с собой в офлайн-будущее более развернутые форматы обратной связи, отчетность по выполненным заданиям в гугл формах и разные технические возможности, делающие занятия более увлекательными.

А пока длится этот миг между прошлым и будущим отечественного образования, хочется, чтобы мы прожили это время с минимальными потерями, и вышли из карантина с новым обогащенным педагогическим багажом.