Эффективный учебный план

Городской проект "Эффективный учебный план"

Решение актуальных задач по организации учебного процесса на основе эффективного распределения учебной нагрузки при реализации основных профессиональных образовательных программ СПО.

ЦЕЛЬ - Обеспечение эффективности образовательного процесса в колледже, в том числе: внедрение электронного обучения, дистанционных технологий, ведение проектной деятельности, передача части программы на самостоятельное изучение.

ЗАДАЧИ:

1. Создание единых программ учебных дисциплин, оценочных средств для укрупненной группы специальностей по циклам: общегумманитарному и социально-экономическому, естественно-научному, общепрофессиональному.

2. Обеспечение реализации образовательных программ с ускоренным сроком обучения современным материально-техническим оснащением и квалифицированными педагогическими кадрами.

Нормативно-правовая база:

Нормативно-правовой основой для реализации эффективного учебного плана является: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования"; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2015 г. N 06-846 «Об организации ускоренного обучения по основным профессиональным образовательным программам СПО» - Письмо Министерства образования и науки РФ от 15 декабря 2017 г. N 06-ПГ-МОН-52749 «О предоставлении академического права на обучение по индивидуальному учебному плану».

В целях реализации проекта «Эффективного учебного плана колледжей Москвы» нашим колледжем был проведен ряд мероприятий по сокращению сроков обучения по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование, квалификация выпускника: специалист по информационным системам. Нормативный срок обучения на базе основного общего образования 3 года 10 месяцев.

Компетенцией будущего, которая будет формироваться, в рамках обучения по указанной ранее специальности мы определи – проектирование нейроитерфейсов. Удачно так же, что данная компетенция одновременно относится и перечню future skills и к перечню digital skills. Выбор данной компетенции обусловлен тем, что в данный период времени наш колледж является базовой площадкой данной компетенции, и располагает всем необходимым перечнем технических и программных средств для ее реализации. На чемпионате digital skills, проходившим в Казани ГБПО города Москвы «Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова выступал партнером данной компетенции.

Отраслевой принадлежностью компетенции «Проектирование нейроинтерфейсов» выступают ИТ-технологии, а сама профессия внесена в Атлас новых профессий Москвы и появится в 2020 году. Что предоставляет возможность мобильного трудоустройства выпускникам.

Среди предприятий, в технологических процессах которых возможно проектирование нейроинтефейсов выступают:

Биотехнологические компании, •

ИТ-компании, •

Компании, занимающиеся робототехникой •

Компании-разработчики нейроинтерфейсов •

Компании–разработчики продуктов для индустрии развлечений •

Протезно-ортопедические предприятия.

Так же стоит отметить что в проектировщиках нейроинтефейсов заинтересованы наши постоянные социальные партнеры: российская самолетостроительная корпорация МИГ, компания Фесто, занимающаяся биотехнологиями, Государственный научный центр Российской Федерации – Федеральное Государственное унитарное предприятие “исследовательский центр имени М.В. Келдыша”. Так желание сотрудничества с нами на предмет обучения проектировщиков нейроинтерфейсов изъявили московские организации ООО «Битрикс» - Цифровая лаборатория в области нейротехнологий для школьников и студентов, научно-медицинская фирма «Нейротех», Нейроботикс – компания, разрабатывающая оборудование для научных исследований в области нейронаук, физиологии и поведения, антропоморфной робототехники и робототехнических изделий.

Стоит отметить, что профессиональный модуль Проектирование нейроинтерфейсов целиком состоит из часов вариативной части, на основании рекомендаций работодателей, полученных в ходе проведения круглого стола, по вопросам формирования ООП. Однако практически ни один из наших работодателей не считает сокращение сроков обучения эффективной мерой для подготовки специалистов по информационным системам.

Профессиональный модуль проектирование нейроинтерфейсов, включает четыре профессиональные компетенции, освоение каждой из которых, в свою очередь способствует формированию практического опыта, знаний и умений. В состав профессионального модуля включается междисциплинарный курс «Проектировщик нейроинтефейсов» в объеме 82 часов, завершающийся дифференцированным зачетом и учебная практика в объеме 36 часов. По результатам освоения профессионального модуля сдается демонстрационный экзамен.

Выбор компетенции digital skills помогли сделать работодатели, с которыми у нашего колледжа весьма широкий спектр взаимодействия, он указан на слайде. Наши партнеры становятся не только базами практик, но и местами трудоустройств выпускников.

При формировании бюджета времени для освоения специальности общее количество часов осталось неизменным это 5 940 часов, что соответствует Федеральному государственному стандарту среднего специального образования по специальности Информационные системы и программирование примерной образовательной программе по данной специальности. Однако это не означает, что студенты будут обучаться полные 3 года 10 месяцев. Сокращения в данном случае возможны, если студенты проходят обучение в рамках программ дополнительного профессионального образования, с последующим перезачетом учебных дисциплин и профессиональных модулей.

Учебный план был нами пересмотрен с учетом переноса дисциплин и модулей перезачет которых возможен после их освоения в дополнительном профессиональном образовании на 4 курс. К таким дисциплинам могут относится: из цикла ОГСЭ – Психология общения и иностранный язык в профессиональной деятельности, из общепрофессионального цикла: дисциплины Стандартизация, сертификация и техническое документоведение, Менеджмент в профессиональной деятельности, технические средства информатизации. Из профессионального цикла: модули Соадминистрирование и автоматизация баз данных и серверов, а также Проектирование нейроинтерфейсов.

Из перечисленных дисциплин и модулей сложится дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки, связанная с проектированием нейроинтерфейсов, а так же формированием необходимых в профессиональной деятельности soft и hard skills. Освоение данной программы в течение 2-ух учебных лет позволит частично сократить срок обучения практически на целый учебный год.

Еще одним важным шагом для сокращения сроков обучения является дистанционное изучение профессионального модуля ревьюирование программных модулей и МДК Математическое моделирование, на третьем курсе.

Тем самым и подготовка и проведение государственной итоговой аттестации могут быть проведены уже за счет бюджета времени на 3 курсе.

А студенты по окончании обучения смогут получить сразу два документа об образовании: диплом о среднем профессиональном образовании и диплом о профессиональной переподготовке.

Так же исходя из принципов формирования профессиональных модулей студенты, обучающиеся по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование могут формировать еще одну компетенцию, находящуюся в перечне как future и digital skills – интернет вещей, в рамках указанных выше профессиональных модулей студенты осваивают алгоритмы выстраивания процессов управления в сложных системах; проектирование и разработка процессов управления и обработки данных в распределённых системах взаимодействующих устройств с использованием облачных вычислений, Data Engeneering; визуализация, включая виртуальную и дополненную реальность. Студенты колледжа так же неоднократно принимали участие в чемпионатах по данной компетенции.

Возможно в перспективе интернет вещей на ровне с проектированием нейроинтерфейсов, интернет вещей станет отдельным профессиональным модулем.

Конечно, сложно представить овладение digital компетенциями без владения иностранными языками. Для развития компетенций по иностранному языку в профессиональной деятельности мы предлагаем внедрять его и в неаудиторную работу, и в работу с программно-техническими комплексами, и даже в промежуточную аттестацию, с целью получения практики общения на иностранном языке и владения профессиональной терминологией.